Приветствую Вас Гость | RSS
Вторник
19.03.2024, 07:55

Веб-портфолио педагога-психолога

               коррекционной школы

ГлавнаяРегистрация Вход
Поиск

Меню сайта

Обратная связь
Написать автору

QR код страницы

Новости образовани

Форма входа

Эссе «Я-учитель!»

(моя педагогическая философия…)

 

 «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими».

(Р. Эмерсон)

Эта мысль, выраженная американским эссеистом, поэтом и философом 19 века, пройдя сквозь время  почти в два века и расстояние в пол планеты, не потеряла и никогда не потеряет актуальности. Учительство, став самой распространённой профессией всего не более ста лет назад, известно с древнейших времён человечества.   С  развитием  нашего общества значимость профессии не уменьшается и потребность в ней не ослабевает, так как обучение и воспитание  необходимы всегда. Иначе человеческое общество не могло бы развиваться. Хотя К. Д. Ушинский настаивал на первоочерёдности задачи воспитания по сравнению с обучением, сегодня мы говорим о неразрывности таких понятий как обучение, воспитание и развитие, а в моём случае, мы говорим ещё и о коррекции.

     По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду.

Моё первое представление о себе как об учителе, имеет начало ещё  в детстве, когда еще  детьми с подругами мы играли в школу, да и социальное статус, а именно, семья педагогов, сыграли свою весомую роль. В моей семье оба родителя являются учителями. Мама имеет звание «Отличника народного просвещения, а папа – «Почетного работника общего образования Российской Федерации». Учась в школе, я всегда знала, что выберу профессию, связанную с детьми, и, поэтому решила ступить на этот «тернистый путь» к обретению профессии сначала воспитателя, а затем, учителя.

Настоящий учитель. Кто он? Человек, которого  любят и уважают дети. Много лет назад, размышляя об учительствовании, я  представляла себя на месте моих учителей или родителей-педагогов, и видела, насколько разными бывают ученики, как много энергии и сил им необходимо, как нелегко заинтересовать сразу всех, уделить внимание каждому, дать новые знания по предмету или новые знания из жизни.  В моем представлении учителем всегда был любящий детей, добрый и терпеливый человек, который вооружает кого- то знаниями или тот, кто передает знания другим людям, детям, подрастающему поколению; учитель – это всегда пример для подражания.

  Сейчас, конечно, это понятие для меня стало значительно шире. Педагогу присущи: добросовестность и самоотверженность, радость при достижении положительных результатов, постоянно растущая требовательность к себе и  к своему профессиональному мастерству. Личность современного учителя во многом опре­деляется его эрудицией, высоким уровнем культуры, следованием современным педагогическим технологиям и инновациям, и, конечно же, своим отношением к детям. Профессия учителя творческая, достаточно трудная, психологически сложная и ответственная, а особенно, если ты работаешь с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ребенок —  это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим восприятием окружающей действительности, которая не всегда добра к нему, особенные дети с  которыми я работаю – это особенный мир, который не всегда воспринимается обычным человеком.

Я, как педагог коррекционного образовательного учреждения, всегда вспоминаю слова Ш.А.Амонашвили «Дети богаче нас, взрослых, во всем. Многие функции развития мы, взрослые, уже утратили, потому что прошло время их развития. А ребенок, даже если он и с ограниченными возможностями здоровья, все равно - это космос нераскрытых возможностей. Надо только создать условия, чтобы эта возможность раскрылась. Одно из таких условий – любовь".

Думаю, что именно любовь -  определяющее качество моей специальности – учителя-дефектолога: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать Учителем; конечно, любовь к человеку и даёт силу выдержать многие несуразности повседневности, любовь к жизни – без оптимизма к школе сегодня не выжить; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу.

Моя основная цель, как педагога создать своим ученикам такую образовательную среду, которая обеспечит подготовку к их позитивной социализации, адаптации и интеграции в обществе, развития психического и физического здоровья. Исходя из этого, в своей педагогической практике стараюсь следовать нескольким основным принципам, которые я называю «Мои педагогические принципы»:

  • Ребенок-субъект собственной жизни. Педагогу-воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.
  • Каждый ребёнок талантлив. Исходя из этого чрезвычайно важного для меня принципа, я считаю необходимым помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности.
  • Обучение через игру. Игра, как модель реальной жизни, дает детям первый социальный опыт. Воспитание детей дошкольного возраста и ребят-младших школьников через правильные игры способствует гармоничному интеллектуальному, физическому, нравственному развитию ребёнка.
  • "Ситуация успеха" - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию. Успех порождает дальнейший успех, а неудача (очень часто) не является для ребенка стимулом для развития. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.
  • Учитель - не только воспитатель, но и друг, «вторая мама». Чтобы достигнуть намеченных целей и результатов в своей работе, классному руководителю необходимо обеспечить оптимистический тон жизнедеятельности детского ученического коллектива, создать атмосферу действительно открытого, доверительного общения.

       Люблю наблюдать за тем, как мои ученики начинают расти на глазах, когда слова  «не могу», «не умею» - сменяются словами «а я могу», «я сумею, вы только помогите». И тогда желание помочь просто обрушивается на ребенка, ведь он сам захотел, сам попросил о помощи.

      «Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь»,- сказал Василий Ключевский. Ведь детская душа видит и чувствует порой больше и глубже, чем огромный мир взрослых. Видит всё: любовь и ненависть, искренность и подделку. Поэтому учитель в первую очередь должен быть Человеком. Человеком, способным не только передавать знания, но и преподносить их так эмоционально и чувственно, чтобы каждое слово стало значимым. Учитель – нравственно богатый человек. На него возложена великая миссия - воспитать всесторонне развитую личность. Вложить в неё основы морали, патриотизма, гуманности. Личность, способную любить и ненавидеть, умеющую отличать добро от зла, поступающую по чести и совести.

И вот уже скоро 15 лет, как я - учитель. И теперь уверена, что учитель – это не профессия, это образ жизни, это тот, кто несет в себе особый свет, дар сердца, чувствующего любое неблагополучие. Это осознание огромной ответственности, прежде всего, перед ребенком, который приходит ко мне на урок. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников, глаза, не умеющие прощать равнодушия, но зато умеющие любить бескорыстно, на всю жизнь. Можно завоевать авторитет серьезным отношением к предмету, высокими требованиями, дисциплиной на уроках, но заставить полюбить - никогда. Ребёнок не откроет тебе душу, пока не увидит, что ты делаешь это первым… К тому же, я - не просто учитель. Я - первая учительница. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. А проникнуть в самые далёкие галактики детского мира невозможно без осознания того, что, «если бы взрослые чаще вспоминали, какие они были маленькими, а дети больше задумывались, какие они будут большими, старость не торопилась бы к людям, а мудрость не опаздывала бы».

Возвращаясь к словам известного поэта Ральфа Эмерсона, обозначенного  в эпиграфе моего эссе, учитель как великий волшебник  может делать трудные вещи лёгкими. Он всегда шагает в ногу со временем, постоянно самосовершенствуется и развивает способности ребёнка настолько, насколько сам ребенок позволяет ему.

Мне хочется быть таким  учителем, который помогает принять окружающий мир и принять себя в нём. И, конечно же, тепло на сердце у меня будет только тогда, когда у моих воспитанников, кроме знаний, останутся в душе такие ощущения, которые соответствуют словам стихотворения неизвестного автора:

Мы замечаем не всегда,
Как много нам забот
И терпеливого труда
Учитель отдает.


С едва заметной сединой
На темно-русой прядке
Стоит она перед тобой,
Сложив стопой тетрадки.


И любишь ты, как он, как я,
Ее - и скажем прямо:
Она - вторая мать твоя.
А кто дороже мамы?


Яндекс.Метрика stroevakn.ru № по популярности в Смоленске Банк Интернет-портфолио учителей Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Goon Каталог сайтов
Copyright stroevakn.ru © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz