Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
27.04.2024, 20:43

Веб-портфолио педагога-психолога

               коррекционной школы

ГлавнаяРегистрация Вход
Поиск

Меню сайта

Обратная связь
Написать автору

QR код страницы

Новости образовани

Форма входа

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ (ИПО)

 

«Формирование учебно-познавательной компетенции  обучающихся начальных классов

средствами информационно - коммуникационных технологий на уроках и во внеурочное время»

      С появлением ещё в 2001 году «Стратегии модернизации содержания общего образования» началась переориентация оценки результата школьного образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, был нормативно зафиксирован компетентностный подход в образовании. Среди ключевых компетентностей, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме, обозначена «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации». Эта компетентность в моей работе определена как учебно-познавательная.  Задача формирования компетенций учащихся в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования.

    Актуальность формирования учебно-познавательной компетенции можно представить в следующих аспектах. Учебно-познавательная компетенция учащихся, являясь ключевой, актуальна как:

1.Фактор, формирующий методы и способы познавательной деятельности.

2.Фактор, влияющий на возрастание мотивации и познавательной активности.

3.Фактор позволяющий заниматься самообразованием в течение всей жизни.

4.Готовность к продуктивной практической деятельности.

     Работая в начальная школе, – наиболее ответственном периоде в жизни человека,- когда меняются круг и формы общения, интересы, активно развиваются эмоционально-волевая сфера, психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), я отчетливо понимаю, что у детей возникает желание самостоятельно получить ответы на многочисленные вопросы, проявляется любознательность. Основным видом деятельности постепенно становится  не игровая, а учебная деятельность. Но, учитывая специфику учреждения, в котором я работаю, все ранее перечисленные моменты происходят с задержкой или торможением.

     Кроме того, наблюдаются и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и огромный объём учебного материала, и отвлекающие факторы  детской жизни, и однообразие и монотонность учебного процесса. И не все из них легко устранить. Обучающиеся, с которыми я работаю, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний.

     Таким образом, причины обращения к данному опыту следующие:

  • недостаточную мотивацию учебной деятельности и, как следствие, низкий уровень самостоятельности действий учащихся;
  • снижение интереса к некоторым предметам;
  • необходимость усвоения большого объема информации при недостаточной гибкости учебных программ.

      Исходя из вышеследующего, формулирую проблему:

      Низкий уровень сформированности учебно-познавательной компетенции учащихся младших классов.

      Цель:  формирование учебно-познавательной компетенции обучающихся начальных классов.

      Для достижения цели  необходимо решить следующие задачи:

      1. Разработать цикл мультимедийных и нетрадиционных уроков, направленных на доступное освоение материала.

      2. Подобрать и адаптировать систему тренажёров, активизирующих учебную деятельность обучающихся.

      3. Создать условия для активизации познавательной деятельности учеников через систему разнообразных приемов обучения.

      4. Разработать факультативный курс «Основы компьютерной грамоты».

      5. Составить пакет  диагностик, позволяющих определить уровень сформированности учебной компетенции обучающихся.

      Теоретико-методологические основы системы работы:

A.B. Хуторской -   теория компетентностного подхода, сформулировано понятие учебно-познавательной компетенции.

И.А. Зимняя - разработан компетентностный подход в рассмотрении опыта познавательной деятельности как структурного элемента в компетентностном содержании образования.

Г.И. Щукина -  идея развития познавательного интереса как ценного мотива учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся.

Т.И. Шамова Т.И. – идея о познавательной активности  как качество личности, стремящейся к эффективному овладению знаниями и способами их получения.

 

     Система работы:

     Формирование учебно-познавательной компетенции  обучающихся начальных классов осуществляю посредствами информационно - коммуникационных технологий осуществляю поэтапно:

  • формирование умения ставить учебную цель;
  • формирование умения планировать учебные действия;
  • развитие навыков самоконтроля и самооценки, рефлексии.

     Среди многообразия  электронных  образовательных ресурсов  в области образования мною был отобраны сделать вывод, что существующие программы в основном адресованы детям с высокой интеллектуальной активностью, и обучающий материал рассчитан на детей с высоким уровнем интеллектуального развития, поэтому их затруднительно использовать для обучения  детей с трудностями в обучении. Поэтому мною были  подобраны и систематизированы  приемы  и формы работы с использованием ИКТ  в условиях традиционной классно-урочной системы и во внеурочной деятельности. Работу   провожу по следующим направлениям:

              I. Создание мультимедийных презентаций к урокам.

      Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил»

     Составляя урок с использованием презентации тщательно продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Использую их на разных этапах урока (Приложение):

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения  (формулы, схемы, рисунки и т.д.)
4. Для контроля учащихся.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

     На уроках чтения также использую презентации с фото, видео-, аудиоматериалами. При этом использую наглядный метод обучения в сочетании со словесными методами, музыкальным сопровождением. При помощи ИКТ проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Очень интересно проходят уроки по изобразительному искусству и другие.

     Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники уделяю здоровьесберегающим технологиям. При анализе необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны.

    На своих уроках применяю различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-проблемный, элементы поискового метода, коллективной познавательной игры для повышения эффективности усвоения знаний, умений, навыков, а также - расширения кругозора учащихся. Кроме того, использую разнообразные  приемы. Следует отметить, что особенно эффективными приёмами по формированию познавательной активности младших школьников являются следующие:

-  «Реставрация». Учащиеся получают текст или рисунок с пропусками, недостающими элемента­ми. Необходимо заполнить пробелы.

-  «Лови ошибку». Ученики в тексте со специально допущенными ошибками, находят их и объясня­ют их суть.

-  «Перевертыш». Тема урока записывается словами в перевернутом виде, без изменения порядка слов в предложении. Детям предлагается правильно прочитать тему и рассказать, как они это сделали.

       Кроме мультимедийных уроков, мною разрабатывается и применяется система нетрадиционных уроков. Нетрадиционный (нестандартный) урок - это "импровизированное учебное заня­тие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру" (И.П.Подласый). Главная цель нестандартных уроков – активизация познавательной деятельности учащихся к учебному труду. Нетрадиционная форма урока  (игра, путешествие, сказка) соответствует возрас­тным особенностям младших школьников. В игре дети легко овладевают новыми знаниями и умениями.

               II. Использование   обучающих тренажеров.

     Я уделяю большое внимание использованию, а также самостоятельному созданию обучающих тренажёров по разным предметам школьного курса обучения. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:

  • во время устного счета (на уроках математики);
  • при закреплении нового материала;
  • при поведении самостоятельной, проверочной работы;
  • при игровых моментах соревновательного характера и т.д.

     « Реши примеры», «Подбери ответ», «Назови фигуру» - на уроках математики, «Назови букву», «Вставь слово» - на уроках русского языка, «Прочитай слово», «Найди предложение», «Угадай-ка» - на уроках чтения и т.д. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на следующих этапах.

     Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью.

         III. Разработка и использование факультативного курса «Основы компьютерной грамоты».  Цели данного курса:

- усвоение учащимися правил работы и поведения при «общении» с компьютером;

- приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре;

 - использование на занятиях упражнений с игровыми программами, направленных на развитие моторики пальцев.  На занятиях ребята учатся  посредством  интерактивных компьютерных программ «Веселые пальчики» и «Мир информатики» (1-2 год обучения) основам работы на компьютере.

           IV. Разработка флеш-игр (мультимедийная платформа компании Adobe для создания веб-приложений и мультимедийных презентаций).

    Обучающие флеш-игры помогают приобрести главные базовые знания и умения, такие, как: считать, объединять предметы по признакам, умение различать цвета, сравнивать предметы по величине, а также другим параметрам, выделять главное, наблюдать, выделять и различать характерные признаки предметов, устанавливать несложные взаимосвязи и многое другое. Ребята не просто интересно, но и с пользой проводят свое время. Подобная работа  чаще всего осуществляется во внеурочной деятельности. Особенно детьми любимы «Игры-раскраски», «Игры со Смешариками», «Собери пазлы») и др.

      Также в классе есть рубрика  «Это интересно». Вместе с детьми во внеурочное время подбираем из книг, газет, журналов, интернете интересные сведения по теме предстоящего праздника или просто по желанию детей, оформляем их в специальный альбом. Такие минутки общения учат детей самостоятельной работе с дополнительной литературой, развивают любознательность. Регулярно посещаем музеи и библиотеки, Смоленскую филармонию и театр кукол, где дети также  активно участвуют в «процессе познания».

     Таким образом, работа над формированием учебно-познавательной компетенцией моих обучающихся  показала следующие результаты (Приложение):

- повышение мотивации к учению;

- повышению эффективности образовательного процесса за счёт обеспечения его средствами ИКТ;

- развитие наглядно-образного, информационного мышления;

- развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

 - повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

 -повышению уровня комфортности обучения;

 - активизация познавательной деятельности, как повышение качественной успеваемости школьников.

     Эти результаты позволяет мне уверенно сказать, что у моих выпускников  активно формируется стремление к познанию: они умеют самостоятельно работать с источником знаний; понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника, ведут контроль над своими действиями; учатся сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал; с удовольствием участвуют в беседах, ведут диалог друг с другом и учителем.

     Кроме того, ценность моей работы подчёркивается большой востребованностью моего опыта среди педагогов нашей школы. Я всеми силами стремлюсь его распространять. Даю мастер-классы, участвую в семинарах. Мои коллеги видят, что использование  информационных технологий  приводит к хорошим результатам, которые стимулируют меня  и коллег к дальнейшему профессиональному развитию.

      Перспективы своей работы вижу в том, чтобы:

  • Провести совместно с методическими объединениями школы педагогические конференции, круглые столы молодых педагогов; учителей, реализующих ФГОС общего образования.
  • Продолжить практику проведения традиционных форм работы с педагогическим сообществом: конкурсы, фестивали, мастер-классы и др.
  • Продолжить распространение инновационного педагогического опыта через сетевое взаимодействие.

         

Ученик - это не сосуд, который можно наполнить, а свеча, которую нужно зажечь.

Плутарх

Приложение (презентация).


Яндекс.Метрика stroevakn.ru № по популярности в Смоленске Банк Интернет-портфолио учителей Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Goon Каталог сайтов
Copyright stroevakn.ru © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz