Письмо
Минобразования рф от 06.04.2004 №26/188-6и о дополнительных мерах по соблюдению
права на образование детей инвалидов с отклонениями в умственном развитииМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 6 апреля 2004 г. N 26/188-6и
Управление
специального образования Министерства образования Российской Федерации обращает
внимание органов управления образованием на необходимость дополнительных мер по
соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном
развитии в связи с начинающимся в апреле комплектованием специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии (классов, групп) на 2004-2005 учебный год и проводимыми
в этих целях освидетельствованиями психолого-медико-педагогическими комиссиями
(далее ПМПК) указанных детей.
Право
ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей
социальной интеграции в системе общего образования закреплено Конвенцией ООН о
правах ребенка, рядом других международных правовых норм и законодательством
Российской Федерации.
Управление
просит принять меры для обеспечения каждого ребенка данной категории, родители
(законные представители) которого изъявили согласие на его обучение в указанных
учреждениях, необходимыми для этого соответствующими заключениями ПМПК и
направлениями в указанные учреждения от органов управления образованием, как
это предусмотрено пунктом 10 статьи 50 Закона РФ «Об образовании».
При
отсутствии соответствующего специального (коррекционного) образовательного
учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (класса,
группы) по месту жительства (вблизи места жительства) детей рекомендуется:
-
открывать
специальные классы, группы в общеобразовательных учреждениях в соответствии с
пунктом 27 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии,
утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.97 № 288, пунктом 27
изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 № 212,
пунктом 30 постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об
общеобразовательном учреждении»;
-
открывать
специальные группы на базе имеющихся дошкольных образовательных учреждений
(детский сад комбинированного вида, детские сады компенсирующего вида в
соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от
01.07.95 № 677 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном
учреждении») и открывать в них специальные (коррекционные) группы в
соответствии с пунктом 48 данного Типового положения;
-
открывать в
дошкольных образовательных учреждениях группы кратковременного пребывания для
детей с отклонениями в развитии в соответствии с пунктом 21 Типового положения
о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677 и письмом Министерства
образования Российской Федерации
от 29.06.99
№
129/23-16.
Специфика образовательного процесса в классах, группах
для детей с глубокой умственной отсталостью и детей, имеющих сложный дефект,
определена инструктивными письмами министерства от 26.12.2000 № 3 «О дополнении
инструктивного письма Минобразования России от 04.09.97 № 48», от 03.04.2003 №
27/2792-6 «Об организации работы с
обучающимися, имеющими сложный дефект».
При освидетельствовании детей ПМПК просим
руководствоваться инструктивным письмом министерства от 14.07.2003 № 27/2967-6
«О психолого-медико-педагогической комиссии», в котором предложены меры по
организации помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения
комплексного диагностического
обследования и определения специальных условий для получения ими образования и
необходимого медицинского обследования.
При решении вопросов обучения ребенка просим
учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона РФ «Об образовании»
родители (законные представители) «имеют право выбирать формы обучения,
образовательные учреждения», и в соответствии с пунктом 10 статьи 50 того же
закона направление детей в специальные (коррекционные) образовательные
учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (классы,
группы) возможно только при согласии их родителей (законных представителей).
В Российской Федерации остро стоит вопрос о соблюдении
прав на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии, в
связи, с чем необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение статьи 43
Конституции РФ и пункта 10 статьи 60 Закона РФ «Об образовании»
психолого-медико-педагогическими комиссиями при вынесении ими заключений в
отношении детей-инвалидов, страдающих глубокой умственной отсталостью, не
допуская при этом вынесения заключений, препятствующих осуществлению права на образование.
ПМПК и органы управления образованием должны
гарантировать доступность образования и не считать успешное выполнение тестов
условием поступления детей в школы или детские сады. В соответствии пунктами 1
и 6 статьи 53 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам
получение образования «независимо от их состояния здоровья» и «создает
гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования,
коррекции нарушений развитиями социальной адаптации на основе специальных
педагогических подходов».
Федеральное законодательство не содержит каких-либо
противопоказаний к обучению детей с отклонениями в развитии в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях, напротив, пункт статьи 50 Закона
РФ «Об образовании» и ряд иных правовых норм закрепляют право детей с
отклонениями в развитии, включая детей с глубокой умственной отсталостью и
сложной структурой дефекта, обучение в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии (классах, группах) при согласии их родителей (законных
представителей).
Начальник Управления
Специального образования Т.В.Волосовец |