|
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 апреля 2003 г. N 27/2722-6
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,
ИМЕЮЩИМИ СЛОЖНЫЙ ДЕФЕКТ
В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от
12.03.97 N 288 и от 10.03.2000 N 212 в коррекционном учреждении могут
открываться специальные классы, группы, группы продленного дня (в том числе для
воспитанников, имеющих сложный дефект). Настоящее письмо определяет специфику
образовательного процесса в специальных классах, группах, группах продленного
дня для обучающихся, воспитанников, имеющих сложный дефект, специальных
(коррекционных) образовательных учреждений.
Сложный дефект - любое сочетание психических и (или) физических недостатков,
подтвержденных в установленном порядке.
1. Специальные классы, группы, группы продленного дня для обучающихся,
воспитанников со сложным дефектом создаются в специальном (коррекционном)
образовательном учреждении (далее - коррекционное учреждение) с целью
максимально возможной социальной адаптации, вовлечения в процесс социальной
интеграции и личностной самореализации этих обучающихся, воспитанников (далее -
воспитанников).
2. Специальные классы, группы, группы продленного дня открываются в помещениях,
оборудованных и оформленных с учетом особенностей воспитанников со сложным
дефектом.
3. Количество специальных классов, групп, групп продленного дня в коррекционном
учреждении определяется самим учреждением.
4. В специальный класс, группу, группу продленного дня коррекционного
учреждения принимаются воспитанники школьного возраста.
5. Направление детей в специальный класс, группу, группу продленного дня
коррекционного учреждения осуществляется органами управления образованием
только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии.
6. В специальный класс, группу, группу продленного дня коррекционного
учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных
представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической
комиссии. Специальные классы, группы, группы продленного дня коррекционного
учреждения комплектуются по мере выявления таких воспитанников в ходе
психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного
процесса.
7. Перевод воспитанников из специального класса, группы, группы продленного дня
в класс, группу, группу продленного дня коррекционного учреждения осуществляется
органом самоуправления учреждения.
8. Предельная наполняемость специальных классов, групп, групп продленного дня
коррекционного учреждения - 5 человек. При наличии необходимых условий и
средств возможно комплектование классов с меньшей наполняемостью.
В специальном классе, группе, группе продленного дня коррекционного учреждения
должно быть не менее трех воспитанников, способных самостоятельно передвигаться
и частично обслуживать себя.
9. Содержание образования в специальном классе, группе, группе продленного дня
коррекционного учреждения определяется образовательной программой
(образовательными программами), разрабатываемой на базе образовательной
программы (образовательных программ) данного учреждения с учетом особенностей
психофизического развития и возможностей воспитанников, принимаемой и
реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно. При разработке
образовательной программы (образовательных программ) специальных классов,
групп, групп продленного дня могут быть использованы образовательные программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,
воспитанников с иными отклонениями в развитии.
10. Содержание образования в специальных классах, группах, группах продленного
дня коррекционного учреждения направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений о себе;
- формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
- формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
- формирование коммуникативных умений;
- обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
- обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим
практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям
воспитанников;
- овладение доступными образовательными уровнями.
11. Организация образовательного процесса в специальных классах, группах,
группах продленного дня коррекционного учреждения регламентируется учебным
планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, учитывающими
особенности психофизического развития воспитанников со сложными дефектами и
разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно.
12. Сроки освоения образовательной программы (образовательных программ)
воспитанниками специальных классов, групп, групп продленного дня коррекционного
учреждения могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных
возможностей конкретного воспитанника и не должны превышать 12 лет.
13. Выпускникам специальных классов коррекционных учреждений, имеющих
государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ
государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или
свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.
14. Коррекцию сенсорных и двигательных недостатков воспитанников осуществляет
учитель-дефектолог в тесном сотрудничестве с учителем, воспитателем класса,
группы, группы продленного дня, педагогом-психологом, медицинскими работниками
коррекционного учреждения.
15. Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых средств коммуникации
осуществляет учитель-логопед в тесном сотрудничестве с учителем, воспитателем
класса, группы, группы продленного дня, педагогом-психологом, медицинскими
работниками коррекционного учреждения.
16. Занятия ЛФК, массаж, физиотерапевтические и другие лечебно-оздоровительные
мероприятия осуществляют работники, имеющие соответствующую квалификацию.
17. Социальную помощь, связь с родителями (законными представителями), органами
социальной защиты, здравоохранения, занятости населения и другими осуществляет
социальный педагог.
18. В штат коррекционного учреждения, имеющего в своей структуре специальные
классы, группы, группы продленного дня, вводятся дополнительные ставки
воспитателя, помощника воспитателя для постоянного обеспечения охраны жизни и
здоровья воспитанников, оказания им помощи по обслуживанию себя.
|
|
|
|