Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка»
Цели:
1) дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и те-лесным наказаниям; 2) обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.
Участники:
1) классный руководитель; 2) родители учащихся 4 класса.
1) анкетирование родителей (см.приложение1); 2) нарисованные детьми ладошки. 3)написание мини-сочинений детьми на тему: «Если бы я был волшебником, какие наказания бы исключил…»
Оформление, оборудование и инвентарь:
1) На доске записана тема собрания и цитаты: «Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.А.Аркин). 2) На партах листы бумаги и ручки.
Ход собрания: 1) Вступительное слово классного руководителя. Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на род.собрании, тема которого «Поощрение и наказание в воспитании ребенка» На повестке дня у нас 3 вопроса: 1.Лекторий «Поощрение и наказание в воспитании ребенка» 2.Подведение итогов успеваемости за 3 четверть. 3. Подготовка к выпускному.
Итак, переходим к первому вопросу.
Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?
2) Индивидуальная работа родителей. Перед вами на партах лежит листок. Слева напишите слова, которыми вы поощряете, хвалите ре-бенка, а в другой - которыми ругаете (Родители выполняют предложенное задание в течение 3 минут). Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.
3) Анализ результатов анкетирования. При проведении анкетирования по изучению состояния воспитания в семье детей школьного воз-раста, выявлено, что в случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания, при-меняемыми к ним родителями, являются «чтение морали» и окрик. Как же наказываете вы своих детей? Ответы на вопросы анкеты показали, что….(приводятся данные анкеты по вопросу №5). Конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или сло-весных оскорблений. Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следую-щий - наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести.
4. Анализ детских сочинений. Ребята нашего класса написали заранее сочинения о тех наказани¬ях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сегодняшней жизни. Важный показатель этих сочи-нений — что дети хотят исклю¬чить те наказания, от которых они сами периодически страдают. Послушайте некоторые из них (написаны учителем со слов детей).
5. Анализ результатов анкетирования.
Огласить результаты анкетирования. Предлагаю вновь вернуться к ответам на вопросы анкеты и познакомиться с тем, как часто роди-тели нашего класса хвалят и поощряют своих детей. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовер-шенствованию, вот формула истинно развивающего поощрения.
6. Заключительный этап родительского собрания.
Уважаемые родители, сейчас я прошу вас объединиться в группы для проведения заключительно-го этапа нашего лектория. Я предлагаю вам обсудить в группах и записать советы родителям, как мож-но поощрять своих детей. (через 5 минут каждая группа знакомит своими советами всех родителей).
« Ласковые ладошки» ( Учениками заранее готовятся обведенные по контурам своей руки шаблоны, на которых написаны ласковые теплые слова, как они хотели бы, чтобы их называли родители)
7. Решение родительского собрания по первому вопросу: (Использовать памятку с советами, о том, как можно поощрять детей, разработанную в ходе собрания).
Приложение 1. Анкетирование родителей.
1. Хорошо ли вы знаете своего ребенка? | Балл
| Да | 3
| Не очень | 2
| Плохо | 1
| 2. Много ли вы внимания уделяете воспитанию своего ребенка |
| Круглые сутки | 3
| 5-6 часов в сутки
| 2
| 1-2 часа в сутки | 1
| 3. Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи? |
| Всегда | 3
| Иногда | 2
| Никогда | 1
| 4. Как вы поощряете своего ребенка? |
| Радуетесь вместе с ним его успехам | 3
| Просто хвалите
| 2
| Покупаете дорогие вещи, игрушки | 1
| Как вы наказываете своего ребенка? |
| Делаете вид, что огорчены, и не разговариваете с ним | 3
| Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер | 2
| Применяете физическую силу, не разрешаете гулять | 1
|
Примечание. На бланках для ответов родителей отсутствуют баллы. Они необходимы классному ру-ководителю при обработке анкет.
Приложение 2. Памятка
Памятка для родителей Опасности, таящиеся в наказании: 1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас. 2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии зако-нов морали. 3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример. 4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие вос-питательные меры. Не следует хвалить за то, что дано от природы; за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой; больше двух раз за одно и то же; из жалости; из-за желания понравиться. Нельзя в качестве меры наказания лишать ребёнка прогулки, еды, того, что необходимо ему для жизни и развития развития.
Источник: |