Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
26.04.2024, 10:30

Веб-портфолио педагога-психолога

               коррекционной школы

ГлавнаяРегистрация Вход
Поиск

Меню сайта

Обратная связь
Написать автору

QR код страницы

Новости образовани

Категории
Мои статьи [6]
Самообразование: Развивающие игры - важное условие мотивации в обучении навыкам счета для учащихся ш [3]
ТУО [1]
ТУО - тяжелая умственная отсталость
Классное руководство [0]

Форма входа

Главная » Каталог статей » Статьи » Мои статьи[ Добавить статью ]

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Министерство образования и науки Российской Федерации
Смоленский государственный университет
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Материалы Всероссийской
научно-практической конференции
Выпуск 2
Смоленск
Издательство СмолГУ
2016
 

УДК 376.1:378 (063) Печатается по решению редакционно-
ББК 74.39 издательского совета Смоленского
А437 государственного университета
Редакционная коллегия:
Е.В. Крылова, кандидат педагогических наук, доцент
(ответственный редактор);
Г.Н. Меженцева, кандидат педагогических наук, доцент;
Е.А. Колодовская, кандидат педагогических наук, доцент;
Н.В. Иванова, кандидат педагогических наук, доцент;
В.В. Якушева, кандидат педагогических наук, доцент;
Я.О. Микфельд, кандидат психологических наук, доцент
Рецензент
И.П. Чепурышкин, кандидат педагогических наук, доцент
Актуальные проблемы психолого-педагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями
А437 здоровья: материалы Всероссийской научно-практической
конференции, 16 марта 2016 г. Вып. 2 / отв. ред. Е.В. Крылова;
Мин-во образования и науки РФ; Смол. гос. ун-т. – Смоленск:
Изд-во СмолГУ, 2016. – 110 с.
ISBN 978-5-88018-577-1, продолжающееся издание
В настоящем сборнике публикуются материалы второй
Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные
проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья», состоявшейся
16 марта 2016 года на базе кафедры специальной педагогики и
психологии Смоленского государственного университета.
В работе конференции приняли участие преподаватели вузов,
учителя-логопеды, педагоги-дефектологи, аспиранты,
магистранты, студенты Российской Федерации.
УДК 376.1:378 (063)
ББК 74.39
ISBN 978-5-88018-577-1, © Авторы, 2016
продолжающееся издание © Издательство СмолГУ, 2016
3
СОДЕРЖАНИЕ
Андреева О.А. Развитие коммуникативных умений у детей
с ограниченными возможностями здоровья посредством
игровой деятельности в условиях дистанционного обучения ……….. 5
Бабанова Л.П. Внеурочная работа с детьми младшего
школьного возраста с нарушением интеллекта …………………......... 8
Балашова В.П. Развитие эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией ………………………………….. 13
Барабанова Е.Б., Буданова Е.В. Формирование коммуникативных
навыков у детей с системным нарушением речи (из опыта работы
СОГБОУ «Починковская школа-интернат») ………………………… 17
Беликова М.В. Особенности связной монологической речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……. 24
Боханова О.А, Первеева Ю.В. Дефектологическое сопровождение
как одна из составляющих комплексной помощи ребенку
с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп
комбинированного типа (из опыта работы) ………………………….. 28
Гореленкова Н.В. Задержка речевого развития: причины и
симптоматика ……………. ……………………………………………. 32
Иванова Н.В. Некоторые особенности развития инклюзивных
процессов в переходный период …………………………………….... 36
Князева В.В., Федоскина Е.М. Влияние интерактивных методов на
развитие различных свойств внимания у детей среднего школьного
возраста с нарушением слуха на уроках физической культуры
…................................................................................................................ 40
Колодовская Е.А. К вопросу об истории воспитания и обучения
умственно отсталых детей в России (середина XIX – начало
XX века) …………………………………………………………………. 45
Крылова Е.В., Щедрова Е.А. Актуальные проблемы
психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего
возраста в г. Смоленске ………………………………………………... 48
Ларкина С.А. Исследование особенностей связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития (ЗПР)…………………………..... 52
4
Меженцева Г.Н. Стимулирование общепрофессионального роста
будущих учителей-логопедов в процессе практической
деятельности ……………………………………………………………
57
Микфельд Я.О. Роль динамического наблюдения при реализации
слуховой терапии по методу Альфреда Томатиса …………………... 60
Мурашкина Ю.В. Дифференцированный подход к диагностике и
коррекции различных проявлений афферентных моторных афазий 64
Онищук А.А. Использование персонального компьютера в работе
учителя-логопеда ……………………………………………………… 69
Разина Л.С., Бузинная Н.С. Готовность педагогов к работе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья ………………… 74
Семакова Е.В., Пахомова Т.Ю. Коррекция эмоциональной сферы
дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 81
Снегирёва К.Л. В.М. Бехтерев о профилактике и коррекции
отклонений в развитии детей раннего и дошкольного возраста ……. 84
Строева К.Н. Проблемы социальной адаптации детей
с выраженными нарушениями интеллекта в условиях специально
организованного обучения ……………………………………………. 89
Судиловская Н.Н., Бобкова С.С. Использование английского языка
в качестве средства коррекции фонетико-фонематических
нарушений у детей дошкольного возраста ………………………...... 94
Трифаненкова С.В. Пропедевтический этап как начальная ступень
коррекционной работы с аутичным ребенком ……………………….. 99
Якушева В.В., Колбаско Е.И. Состояние фонематической системы
у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями ………...... 104

К.Н. Строева
УДК 376.42.3
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
С ВЫРАЖЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Ключевые слова: социальная адаптация; ограниченные возможности
здоровья; нарушения интеллекта.
В статье рассматриваются проблемы и особенности социальной
адаптации детей с выраженными (тяжелыми) нарушениями интеллекта,
представлены некоторые аспекты коррекционно-воспитательной работы,
направленные на успешную адаптацию обучающихся.
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными
психическими и физическими возможностями. Это явление связано
с ухудшением экологической обстановки в мире, ростом психологической
напряженности, обострением наследственной патологии, плохим питанием
женщин во время беременности, увеличением числа больных
наркоманией, алкоголизмом, ВИЧ-инфицированных женщин
репродуктивного возраста.
Умственно отсталые дети – наиболее многочисленная категория
аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации
здравоохранения, примерно 3% от общей детской популяции. По степени
89
выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной
отсталости делятся на три группы (дебильность, имбецильность, идиотия),
20–25% из которых составляют дети с выраженными нарушениями
интеллекта (0,7 % от всего детского населения) [6, с. 33]. Данную
категорию детей из-за тяжелого недоразвития познавательной
деятельности, а также достаточно отчетливо выраженных физических и
психических нарушений долгое время считали «необучаемыми».
В последнее время наше общество повернулось лицом к проблемам
детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее
остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми c выраженными
нарушениями интеллекта. Однако опыт работы зарубежных специалистов
и пересмотр нашего отношения к детям с данным видом патологии
подтвердили, что каждый человек имеет право получить образование
и воспитание.
Категория детей c выраженными нарушениями интеллекта
представляет собой разнородную группу, основными общими чертами
которой являются тяжелый психофизический дефект
и в большинстве случаев выраженные органические нарушения [7]. По
характеру заболевания можно отметить большое количество детей с
болезнью Дауна (30% и более от всего состава).
У многих школьников в медицинских заключениях поставлен лишь
диагноз «олигофрения в степени имбецильности» (шифр F.71), что,
очевидно, не дает достаточно полной медицинской характеристики
ребенка. Довольно много детей с двигательными нарушениями (15–20%).
Некоторые учащиеся страдают эпилептическим припадками (6%). У
многих детей, приступающих к обучению, общий интеллектуальный
дефект и связанное с ним системное недоразвитие речи сочетаются
с такими тяжелыми речевыми нарушениями, как дизартрии, алалии,
заикание и др. Значительная часть учащихся 1 класса практически
неговорящие (20–25%). У детей отмечены синдром двигательной
расторможенности (12%), выраженная гидроцефалия (3%), снижение
зрения (14,5%), слуха (6%) [5, с. 118].
Общими чертами для всех детей c выраженными нарушениями
интеллекта, помимо их позднего развития и значительного снижения
познавательной деятельности, являются также грубые нарушения всех
сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления,
высших эмоций.
Многие учёные занимались вопросами формирования
и развития психических процессов и функций у детей с выраженными
нарушениями интеллекта. О грубом недоразвитии двигательной сферы
писала Е.А. Осипова; о «крайней слабости активного внимания» –
А.Н. Граборов; о явном преобладании у этих детей механической памяти
над логической – Л.В. Занков. «У детей нет многообразия
90
и дифференцированности эмоций, им свойственны косность
и тугоподвижность эмоциональных проявлений», – отмечала
Г.Е. Сухарева [4, с. 213].
Такие дети не в состоянии самостоятельно найти мотивы своей
деятельности. «Насыщение работой возникает очень быстро и ведет
к отказу от выполнения задания. Побудить ребенка к деятельности,
не затрагивающей непосредственно их узких интересов, чрезвычайно
трудно», – отмечала В.В. Воронкова [1, c. 211].
В Смоленском Центре образования и развития «Особый ребенок»
обучаются дети, имеющие тяжелые и множественные нарушения. Опыт
работы по обучению, воспитанию и развитию данной категории учащихся
на базе Центра уже есть. Главное для детей
с выраженными нарушениями интеллекта – достичь максимальной
адаптации в социуме, то есть овладеть навыками самообслуживания,
научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно и стать
полезным членом общества. Целью является создание системы работы по
социальной адаптации с учетом особенностей конкретной группы детей.
Основная задача – повышение самостоятельности и расширение
возможности социальной адаптации учащихся в современном обществе.
Работа с детьми c выраженными нарушениями интеллекта
в условиях их обучения в специальных классах общеобразовательных
(коррекционных) учреждений решает специфические задачи,
обусловленные особенностями психофизического развития.
Все цели и задачи в обучении и воспитании данной категории детей,
с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей, с другой –
глубоко специфичные. Общее состоит в необходимости содействия в
развитии и выявлении положительных сторон личности, сглаживании
отрицательных, воспитании детей наиболее трудоспособными и
полезными членами общества. Для детей с умеренной умственной
отсталостью эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении
необходимо учитывать более низкий уровень достигнутых успехов,
применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию
внешних навыков и привычек культурного поведения
и самообслуживания, максимальной ориентировке в окружающем [2, с. 8].
Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми
c выраженными нарушениями интеллекта – их социальная адаптация,
трудоустройство и дальнейшее приспособление в жизни, в том числе в
условиях, когда они не выключены из окружающей среды.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением
следующих основных взаимосвязанных задач работы с детьми:
− развитие всех психических функций и познавательной
деятельности в процессе обучения и коррекция их недостатков;
91
− нравственное воспитание детей; формирование культуры
поведения;
− трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
физическое воспитание; формирование навыков
самообслуживания;
− социально-бытовая ориентировка с последующим включением
в жизнь как итог всей работы.
Для практического исследования оценки развития детей
с выраженными нарушениями интеллекта применялась методика
«Социограмма», предложенная немецким педагогом и психологом
Х.С. Гюнцбургом [6, с. 64].
Цель исследования: выявление уровня развития ребенка
с выраженными нарушениями интеллекта; оценка развития навыков
ребенка в динамике. Обследовались 7 обучающихся с выраженными
нарушениями интеллекта в возрасте 10–13 лет (5 мальчиков и 2 девочки).
Лонгитюдное исследование проводилось в три этапа с интервалом в
полгода каждый.
Использование данной методики дает информацию о темпе развития
ребенка, выявляет области наиболее активного развития, позволяет
установить сенситивные периоды, в которые работа по адаптации может
вестись более эффективно.
Теперь рассмотрим результаты формирования различных навыков
у учащихся после всех трех этапов исследования в целом по группе
(табл. 1).
Таблица 1
Результаты формирования исследуемых навыков у обучающихся (в %)

п/п
Название параметра
исследования
1-е обследование 2-е обследование 3-е обследование
1
Поведение за столом
(самообслуживание)
69 74 82
2
Двигательная способность
(самообслуживание)
60 66 71
3
Туалет и умывание
(самообслуживание)
56 54 63
4
Одевание
(самообслуживание)
53 59 69
5 Речь 58 65 69
6
Сравнения и элементарные
понятия
59 64 69
7 Понятия о числах 55 61 71
92
8
Действия с бумагой и
карандашом
48 53 66
9
Игра (социальная
приспособленность)
58 59 67
10
Бытовая деятельность
(социальная
приспособленность)
60 65 75
11 Мелкая моторика 53 61 66
12 Общая моторика 56 60 64
В результате можно отметить, что у обучающихся с выраженными
нарушениями интеллекта уже достаточно сформированы навыки
самообслуживания и для них все большее значение начинает приобретать
возможность расширения социальных контактов со взрослыми
и сверстниками.
Далее на основе этих исследований был разработан практический
курс занятий по выработке навыков социального поведения (на материале
уроков социально-бытовой ориентировки). Цель этих занятий – не только
дать детям знания и представления об окружающей жизни, но и научить их
практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться
ими; расширить возможности общения учащихся с выраженными
нарушениями интеллекта, их поведения в обществе нормальных людей.
Курс представлен 6 блоками, включающими различные темы
занятий, необходимыми для адаптации данной категории детей в социуме:
I блок. Я и окружающий мир.
II блок. Кто я? Какой я?
III блок. Мой образ жизни.
IV блок. Общение с друзьями (сверстниками).
V блок. Мир взрослых.
VI блок. Культура поведения и общения (этикет).
Предложен также цикл индивидуальных коррекционных занятий,
нацеленный на формирование защитных реакций в неприятных для них
ситуациях. Содержание занятий носит вариативный характер и может
меняться в зависимости от конкретных проблем детей определенной
группы. Тематика может быть такая: «Наши чувства и действия», «Учимся
говорить правду», «Наше настроение», «Поговорим о доброте», «Можно
ли справиться со злом?»
Результаты теоретических и экспериментальных исследований
свидетельствуют о том, что проблема социальной адаптации детей
с выраженными нарушениями интеллекта в нашем обществе
на современном этапе времени очень актуальна. Социальная адаптация
93
выступает первостепенным фактором, способствующим подготовке
к самостоятельной жизни обучающихся.
Вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
в последнее время приобретает все большую значимость именно в нашей
стране. Имеющийся опыт работы доказал, что их потенциальные
возможности довольно значительны, а овладение социальными формами
поведения и несложными видами труда помогает стать им достойными
членами общества. Нельзя не отметить огромную роль семьи
в воспитании, обучении и дальнейшей социальной адаптации детей
с выраженными нарушениями интеллекта в жизни.
Особое внимание в предложенной системе занятий уделяется
занятиям по организации общения детей со взрослыми. Известно, что
в связи с отсутствием навыков межличностного общения в среде
нормальных людей, неадекватной самооценкой и другими особенностями
психофизического развития затрудняется процесс включения детей
в общество. Поэтому этот новый и очень важный раздел работы
определяет во многом успешность коррекционного и общеразвивающего
воздействия.
Практическое исследование доказало, что почти все дети, такие
похожие в своем заболевании и такие разные по психофизиологическим
особенностям, стали более самостоятельными и адекватными в своих
действиях и поступках. А комплекс индивидуальных занятий
по формированию защитных реакций в любых жизненных ситуациях
позволил им почувствовать себя более комфортно в окружающей
действительности.
В целом социальная адаптация ребенка с недостатками развития
обеспечивается соответствующим построением развивающей среды,
целенаправленной помощью педагога в освоении детьми способов
действия и правильного поведения в различных ситуациях, а также
неотъемлемым участием родителей в дальнейшем пути своих детей
за пределами Центра.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред.
В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. 416 с.
2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными
нарушениями развития: програм.-метод. материалы / под ред.
И.М. Бгажноковой. М.: Владос, 2010. 239 с.
3. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными
возможностями. М.: Академический Проект: Трикста, 2007. 400 с.
4. Исаев Д.Н., Колосова Т.А. Практикум по психологии умственно отсталых
детей и подростков: учеб. пособие для студентов. М.: Каро, 2012. 180 с.
94
5. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студентов
педвузов. М.: Академия, 2003. 208 с.
6. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. М.:
Дидактика Плюс, 2002. 496 с.
7. Национальная энциклопедическая служба: НЭС России / "F72" Умственная
отсталость тяжелая. http: // vocabulary.ru/dictionary (дата
обращения:16.02.2016).

 


Сведения об авторах ……………………………………………………. 108



Источник:
Категория: Мои статьи | Добавил: Ksu (11.02.2018) | Автор: E W
Просмотров: 1248 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

 
Яндекс.Метрика stroevakn.ru № по популярности в Смоленске Банк Интернет-портфолио учителей Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Goon Каталог сайтов
Copyright stroevakn.ru © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz