Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
29.03.2024, 13:14

Веб-портфолио педагога-психолога

               коррекционной школы

ГлавнаяРегистрация Вход
Поиск

Меню сайта

Обратная связь
Написать автору

QR код страницы

Новости образовани

Категории
Мои статьи [6]
Самообразование: Развивающие игры - важное условие мотивации в обучении навыкам счета для учащихся ш [3]
ТУО [1]
ТУО - тяжелая умственная отсталость
Классное руководство [0]

Форма входа

Главная » Каталог статей » Статьи » Мои статьи[ Добавить статью ]

Исследование влияния современных информационно-компьютерных технологий на учебную мотивацию учащихся с ограниченными возможностями здоровья

 Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные технологии. Каждый педагог хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у учащихся. Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Главная задача в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)   - вызвать у ученика интерес  и пробудить желание заниматься   в дальнейшем.

Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся  с ОВЗ при восприятии учебного материала. В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков презентации, содержащие краткий текст, рисунки, видеофрагменты, анимации,  которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока и являются эффективными средствами обучения. Сочетание различных видов работы на уроке с использованием ИКТ может решить проблему мотивации учащихся к обучению.  Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет мне переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет меня как учителя, а только дополняет.

 Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать учебные задания по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблемами в знаниях. Опыт организации учебного процесса  с использованием ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.  

Использование в обучении учащихся с ОВЗ информационно -коммуникационных технологий позволяет:

· развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

· усилить мотивацию учения;

· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить    коммуникативные способности;

· активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

· качественно изменить контроль над  деятельностью учащихся;

· приобщить школьника к достижениям информационного общества.

Работа с мультимедийными технологиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы.  Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию.

Исследование проводилось в двух классах учащихся с ограниченными возможностями здоровья в течение 2 лет (2012-2013, 2013-2014 уч.годы).  Прежде всего мною было проведено анкетирование  с помощью опросника «Учебная мотивация школьников» , адаптированного для детей с ОВЗ. В результате был выявлен процент учащихся с низкой, хорошей и высокой учебной мотивацией.

( см. приложение ниже)

В течении  двух учебных лет на уроках и на кружке мы постоянно работали с компьютером: усваивали новый материал и закрепляли его с помощью мультимедийных презентаций, выполняли различные упражнения и задания, и даже физкультминутки. Результаты получились следующие: уровень учебной мотивации растет.

Исследования показали, что применение компьютерных информационных технологий в процессе обучения  способствует повышению эффективности учебного процесса.  

Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся 11- 15 лет)

(модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)

Цель: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе,  учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьную ситуацию.

Вопросы зачитываются ответственным за опрос вслух,  предлагаются варианты ответов, а школьники должны записать те ответы, которые им подходят, или указать буквенное обозначение ответа.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите буквенное обозначение этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

Вопросы для опроса:

Тебе нравится в школе?

а) не очень

б) нравится

в) не нравится

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома

б) бывает по-разному

в) иду с радостью

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) не знаю

б) остался бы дома

в) пошел бы в школу

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится

б) бывает по-разному

в) нравится

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы

б) не хотел бы

в) не знаю

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю

б) не хотел бы

в) хотел бы

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто

б) редко

в) не рассказываю

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю

б) хотел бы

в) не хотел бы

У тебя в классе много друзей?

а) мало

б) много

в) нет друзей

Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся

б) не очень

в) не нравятся

 

Ключ:

В протоколе отмечается количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

 

№ вопроса

Оценка за ответ а)

Оценка за ответ б)

Оценка за ответ в)

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

 

 

По количеству набранных баллов определяем уровень учебной мотивации:

0 - 10 баллов – низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе, школьная дезадаптация;

11 - 20 баллов – средняя (хорошая) учебная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;

21 - 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации, учебной активности.

В процентном соотношении определяем долю обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации к обучению, средним и низким.



Источник:
Категория: Мои статьи | Добавил: Ksu (12.02.2015) | Автор: Ксения Николаевна Строева E W
Просмотров: 2129 | Комментарии: 0 | Теги: ОВЗ, информационно-компьютерные технолог, дети | Рейтинг: 4.8/8
Всего комментариев: 0

 
Яндекс.Метрика stroevakn.ru № по популярности в Смоленске Банк Интернет-портфолио учителей Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Goon Каталог сайтов
Copyright stroevakn.ru © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz