Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные технологии. Каждый педагог хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у учащихся. Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Главная задача в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - вызвать у ученика интерес и пробудить желание заниматься в дальнейшем.
Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся с ОВЗ при восприятии учебного материала. В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков презентации, содержащие краткий текст, рисунки, видеофрагменты, анимации, которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока и являются эффективными средствами обучения. Сочетание различных видов работы на уроке с использованием ИКТ может решить проблему мотивации учащихся к обучению. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет мне переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет меня как учителя, а только дополняет.
Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать учебные задания по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблемами в знаниях. Опыт организации учебного процесса с использованием ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.
Использование в обучении учащихся с ОВЗ информационно -коммуникационных технологий позволяет:
· развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
· усилить мотивацию учения;
· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
· активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
· качественно изменить контроль над деятельностью учащихся;
· приобщить школьника к достижениям информационного общества.
Работа с мультимедийными технологиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию.
Исследование проводилось в двух классах учащихся с ограниченными возможностями здоровья в течение 2 лет (2012-2013, 2013-2014 уч.годы). Прежде всего мною было проведено анкетирование с помощью опросника «Учебная мотивация школьников» , адаптированного для детей с ОВЗ. В результате был выявлен процент учащихся с низкой, хорошей и высокой учебной мотивацией.
( см. приложение ниже)
В течении двух учебных лет на уроках и на кружке мы постоянно работали с компьютером: усваивали новый материал и закрепляли его с помощью мультимедийных презентаций, выполняли различные упражнения и задания, и даже физкультминутки. Результаты получились следующие: уровень учебной мотивации растет.
Исследования показали, что применение компьютерных информационных технологий в процессе обучения способствует повышению эффективности учебного процесса.
Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся 11- 15 лет)
(модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)
Цель: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе, учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьную ситуацию.
Вопросы зачитываются ответственным за опрос вслух, предлагаются варианты ответов, а школьники должны записать те ответы, которые им подходят, или указать буквенное обозначение ответа.
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите буквенное обозначение этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».
Вопросы для опроса:
Тебе нравится в школе?
а) не очень
б) нравится
в) не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома
б) бывает по-разному
в) иду с радостью
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
а) не знаю
б) остался бы дома
в) пошел бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится
б) бывает по-разному
в) нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы
б) не хотел бы
в) не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю
б) не хотел бы
в) хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю
б) хотел бы
в) не хотел бы
У тебя в классе много друзей?
а) мало
б) много
в) нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся
Ключ:
В протоколе отмечается количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса
|
Оценка за ответ а)
|
Оценка за ответ б)
|
Оценка за ответ в)
|
1
|
1
|
3
|
0
|
2
|
0
|
1
|
3
|
3
|
1
|
0
|
3
|
4
|
3
|
1
|
0
|
5
|
0
|
3
|
1
|
6
|
1
|
3
|
0
|
7
|
3
|
1
|
0
|
8
|
1
|
0
|
3
|
9
|
1
|
3
|
0
|
10
|
3
|
1
|
0
|
По количеству набранных баллов определяем уровень учебной мотивации:
0 - 10 баллов – низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе, школьная дезадаптация;
11 - 20 баллов – средняя (хорошая) учебная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;
21 - 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации, учебной активности.
В процентном соотношении определяем долю обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации к обучению, средним и низким.
Источник: |