В течение учебного года дети применяют знания, полученные на занятиях по
математике, в сюжетно-дидактических играх. Когда весь программный материал
пройден и закреплен в сюжетно-дидактических играх, воспитателю необходимо
проверить качество усвоенных детьми математических знаний. С этой целью каждому
ребенку можно предложить несколько заданий на умение определять количество
предметов и их порядковое место; составлять число из единиц; устанавливать связи
и отношения между числами как устно, так и с опорой на предметы; определять
независимость числа предметов от их величины и пространственного расположения и
т. д. При этом важно продумать характер предлагаемых заданий, включать вопросы,
выясняющие главное, существенное.
Самостоятельное выполнение заданий не только на предметах,
но и устно, подробные развернутые объяснения свидетельствуют об успешном
усвоении детьми материала, предусмотренного программой для данного возраста.
Необходимо также выяснить, могут ли дети применять
усвоенные знания и умения в новых условиях, с новыми объектами. Чтобы ответить
на этот вопрос, воспитатель может организовать дидактическую игру, один из
вариантов которой приведен ниже.[16, с.58]
Игра
«ЦИРК»
Цель игры. Проверка знаний о счете, умения самостоятельно решать
математические задачи в новых условиях.
Игровые действия. Выполнение роли зрителя, правильное решение задач, четкие
ответы на вопросы ведущего.
Правила игры. По сигналу ведущего подбирать соответствующую числовую карточку,
выполнять задания точно и быстро.
За каждое правильно выполненное задание участник получает
фишку. По количеству фишек определяется победитель.
Материал. У каждого ребенка - конверт, в котором находятся числовые
карточки.
Ход игры. Все дети выполняют роль зрителей, воспитатель- ведущий.
Ведущий. Дети, у
нас сегодня открылся цирк. Вы хотите пойти в цирк?
Получив согласие, ведущий обращает общее внимание на кассу,
в которой кассиром работает Светлана, и предлагает всем купить билеты. Дети
быстро выстраиваются друг за другом, покупают билеты и с интересом их
рассматривают (на билетах красным карандашом написан номер ряда, а синим·-
номер места). Все зрители проходят в красиво оформленный зал - это цирк.
Оживленно разговаривают о предстоящем представлении и высказывают предложения
об участии в цирковой программе клоунов, дрессированных зверей и т. д. Звенит
звонок, и зрители начинают определять по билету свое место в зале. [16, с.58]
Задание 1 -порядковый счет
Ведущий. Все вы купили
билеты, на которых красным карандашом указан номер ряда, а синим - номер места.
Каждый из вас должен найти свой ряд и место в зале.
Когда все рассаживаются, контролер (воспитатель) проходит
между рядами и проверяет билеты, т.е. выясняет, правильно ли дети нашли свои
места. Спрашивает: «На котором месте ты сидишь, Коля? Как ты считал? Почему ты
думаешь, что сел на седьмое место?» Тем, кто правилmyо нашел ряд и место,
вручает фишки.
Появляется Петрушка.
Петрушка.
Здравствуйте, друзья дорогие: и маленькие, и большие! Не один я к вам пришел, а
гостей с собой привел. Не простых гостей - дрессированных зверей. Кого - я не
скажу, а загадку расскажу:
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Спит под крылечком,
Хвост колечком.
Кто это? Правильно. Это собака. Ее зовут Жучка. Вы видели
разных собачек, которые умеют танцевать, кувыркаться. А сегодня вы
познакомитесь с собачкой Жучкой, которая умеет считать. Только вы будьте
внимательны. Собачка может ошибиться. Когда Жучке зададут вопрос, вы слушайте и
вместе с ней считайте. Затем возьмите в конверте нужную карточку и покажите
ответ. Приготовились!
Из-за ширмы появляется собачка. Жучка здоровается с детьми,
дети дружно и громко ей отвечают. Жучка решает задачи, дети проверяют ее.
Задание 2- количественный
счет до 10
Петрушка. Жучка, дети
хотят узнать, умеешь ли ты считать. Ну-ка, Жучка, сосчитай, сколько здесь
кубиков. (На лесенке стоят 7 кубиков. Жучка лает 6 раз.)
Петрушка. Правильно
Жучка сосчитала?
Дети. Нет! 1 кубик
Жучка не сосчитала.
Петрушка. Жучка,
посчитай еще раз. (Жучка опять лает 6 раз.)
Петрушка. Покажите,
дети, Жучке, сколько здесь кубиков? (дети показывают карточку, на которой
нарисовано 7 кружков.)
Петрушка. А сколько
Жучка насчитала кубиков? Покажите карточку. (Дети показывают.)
Петрушка. Молодцы!
Хорошо умеете считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить .
Сколько в комнате углов? (Ответ детей.)
Сколько ног у воробьев? (Ответ детей.)
Сколько пальцев на руках? (Ответ детей.)
Сколько пальцев на ногах? (Ответ детей.)
Сколько в садике скамеек? (Лает Жучка.)
Сколько в пятачке копеек? (Ответ детей.)
Молодцы! (Раздает всем фишки.)
Задание 3- сравнение
рядом стоящих чисел в пределах 10
Петрушка. Сейчас я
буду называть числа, а вы вместе с Жучкой определите, какое число больше: 7 или
6? Покажите карточку. Какое число меньше: 7 или 6? Покажите карточку. (Дети
показывают вначале карточку, где 7 кружков, а затем - где 6.
Жучка ошибается, показывает наоборот.) Жучка, все дети правильно показали
карточки, а ты ошиблась. Постарайся правильно считать, я тебе сейчас другое
задание дам. (Петрушка расставляет 4 елочки. Жучка лает 4 раза.
Дети радостно хлопают в ладоши.) Дети, скажите Жучке, какое число больше
числа 4 на 1. (Дети называют число 5 и показывают соответствующую
карточку.) Какое число меньше числа 4 на 1? (Дети называют число 3 и
показывают карточку.)
За правильное выполнение заданий ребятам раздают фишки.
Задание 4- определение
независимости числа предметов от их величины
Из-за ширмы появляются 7 больших гусей и 8 маленьких гусят,
а за ними лиса. Гуси, спасаясь от лисицы, прячутся на первой ступеньке лесенки,
а гусята забираются на вторую ступеньку.
Петрушка. Спрятались
гуси с гусятами от лисы. Очень хорошо. А кого больше, гусей или гусят? (Дети
отвечают, что гусят, а Жучка показывает лапой на гусей.) Кто же прав, дети
или Жучка? Как узнать?
Дети. Петрушка, ты
посчитай.
Петрушка. Хорошо, я
посчитаю, но и вы считайте, сколько гусей. А потом покажете карточку, на
которой столько же кружков. (Дети хором считают и показывают карточку, за
ними показывает карточку и Жучка.) Молодцы! Правильно сосчитали гусей. А
сколько гусят? (Дети хором пересчитывают гусят и поднимают карточку, где 8
кружков.) Сейчас будет трудный вопрос. Все внимательно слушайте. И ты,
Жучка, слушай, кого больше (меньше): 7 больших гусей или 8 маленьких гусят?
Покажите карточку. (Дети показывают то одну карточку, то другую.) Очень
хорошо! А теперь скажите, какое число больше (меньше): 7 или 8? (Дети
показывают соответствующие карточки, Петрушка хвалит их и раздает им фишки.)
Задание 5- запоминание
связей между числами и предметами
Жучка что-то шепчет Петрушке на ухо.
Петрушка. Дети, Жучка
говорит, что к вам в гости едут 7 зайчиков и 5 рыжих лисиц.
Они хотят посмотреть сказку «Репка». Вы их видели?
Дети. Нет.
Петрушка. Их нужно
встретить. Пойду встречать. Ой, я забыл, сколько и кто едет в гости? Напомните
мне, пожалуйста. (Дети называют. Петрушка благодарит их и уходит за
гостями.)
Задание 6- состав числа из единиц в пределах 10
Проводится инсценировка сказки «Репка».
Петрушка. Кто тянул
репку? Сколько всего собралось участников (персонажей), чтобы вытянуть репку?
По скольку их было? (Дети показывают карточки, где нарисованы б кружков и 1
кружок.) На котором месте внучка?..Жучка?..Мышка?..Как считали? (Спрашивает
нескольких детей.) Молодцы!
А сейчас посчитайте, сколько у каждого из вас фишек.
Эту игру можно проводить как со всей группой, так и с
подгруппами по 9-11 человек, что даст возможность выявить успехи и
самостоятельность каждого ребенка. В этой игре вопросы задают любимые
персонажи:
Петрушка, собачка Жучка, умеющая «считать», и т. д.
Знакомые детям количественные отношения они впервые постигают в необычной для
них форме - в соревновательной ситуации: кто лучше считает, кто сделает меньше
ошибок? Счет начинает Жучка, а зрители контролируют правильность решения
задачи. В этой интересной и острой ситуации ребята максимально мобилизуются,
стремятся самостоятельно решить задачу и показать свои успехи в счете.
В игровых условиях у детей наиболее полно обнаруживается
уровень овладения математическими знаниями и умением оперировать числами. ~
Для выявления уровня знаний по ходу игры данные были
занесены в таблице 1:
Таблица 1. Результаты
ответов на задания «Цирк»
Ф.И. ребёнка
|
Номер задания
|
Выполнение
|
Ветров Валентин
|
|
|
Корнеев Олег
|
|
|
Новиков Кирилл
|
|
|
Приставка Паша
|
|
|
Цыбулин Евгений
|
|
|
Результаты эксперимента.
После выполнения всех заданий были проанализированы успехи и ошибки детей в
усвоении программного материала.
Таким образом, задания в игре «Цирк» практически не вызвал
у детей затруднений.
Они свободно используют имеющиеся у них представления в
новых условиях, непринужденно, с интересом решают задачи.
Таким образом, в сюжетно-дидактической игре при
непосредственном участии взрослого создаются весьма благоприятные,
соответствующие возрасту детей условия для счета разных объектов в различных
ситуациях.
Таким образом, в процессе практического счета, который
присутствует в играх, отражающих трудовую деятельность взрослых, дети осознают
значение математических действий для жизни человека, их последовательность и
взаимозависимость. Они достигают более высокого уровня в овладении программным
материалом по математике и по ознакомлению с окружающим, в частности с содержанием
труда людей разных профессий.
Однако воспитателю необходимо помнить, что процесс
овладения этими знаниями происходит постепенно, поэтапно.
На первом этапе. дети практически, наглядно действуют с
предметами счета. Пересчитывание, отсчитывание, сравнение этих объектов
происходит развернуто не только зрительно, но и осязательно: ребенок
переставляет предметы,. дотрагивается до них и т. п. Затем, когда в игре
создается необходимость сообщить партнеру, сколько и чего ему нужно, реальные
предметы заменяют их условными изображениями (кружки, палочки, позднее цифры),
которые выполняют роль опоры для мышления и помогают ребенку обозначить
требуемое число предметов. На этом этапе большинство детей нуждается в помощи и
контроле со стороны воспитателя, выполняющего ведущую роль.
На втором этапе дети считают предметы на расстоянии,
взором, вслух произнося числительные и пользуясь указательным жестом. Затем
множества, обозначенные числом, начинают сравнивать устно, сначала вслух, затем
шепотом, позднее про себя. Так постепенно от действий с предметами дети
переходят к действиям счета по представлению. Однако если они сомневаются в
правильности полученного результата, то вновь возвращаются к развернутым
практическим действиям с предметами или условными изображениями.
На этом этапе дети становятся более активными,
самостоятельными и внимательными к действиям счета, выполняемым сверстниками:
задают им вопросы, проверяют правильность счета, рассуждают, доказывают и т. д.
Некоторые ребята не только решают задачи без всякой наглядной опоры, но и
самостоятельно придумывают новые игры со счетными действиями, привлекая к ним и
других детей.
Заключение
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие
выводы.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний,
необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку,
которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К
тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом
ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и
привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале
их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра.
Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из
области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память,
мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные
математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих
навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.
Источник: |