Руководство
развивающими играми осуществляется в трёх основным направлениях: подготовка к
проведению игры, её проведение и анализ.
В
подготовку к игре входит:
§ отбор
игры в соответствии с задачами обучения;
§
установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения
детей;
§
определение наиболее удобного времени проведения игры;
§ выбор
места игры, где дети могут играть, не мешая другим;
§
определение количества играющих;
§
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
§
подготовка к игре самого педагога, которая включает изучение и осмысление всего
хода игры, своего места в игре, методов руководства игрой;
§
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и
явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
§
подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве игрой, т.к. по
результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности.
При подведении итогов учитель подчёркивает, что путь к победе возможен только
через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Анализ
проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения:
какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не
сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам
процесс проведения игры. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные
особенности в поведении, характере детей, и значит, правильно организовать
индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в
соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым
материалом в последующей работе.
В конце
игры педагог спрашивает детей, и обещает, что в следующий раз можно играть в
новую игру и она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого
дня.
Принцип
активности ребёнка в процессе обучения был и остается одним из основных в
дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое
характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении
знаний и умений, результативностью.
Любая
технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в
некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности
результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Отсюда
следует, что знание методики проведения
игр играет очень большую роль в изучении геометрического материала в
начальной школе.
Целесообразность
использования развивающих игр на различных этапах урока различна. Так,
например, при усвоении новых знаний возможности развивающих игр значительно
уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще
применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании
умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность,
положительное отношение к учёбе.
Источник: |