При обучении детей основам математики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания: — счет до десяти в возрастающем и убывающем по¬рядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти; — предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка; — узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг); — доли, умение разделить предмет на 2—4 равные части; — основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или пало¬чек; — сравнивание предметов: больше — меньше, тире — уже, выше — ниже. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, — дидактическая игра. Ещё К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей, в начале их интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Развивающие и дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — мертвый груз. В этих играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании развивающих игр широко применяются различные предметы и наглядный мате¬риал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например, цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п. Если ребенок посещает детский сад или школу дошколят, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если вы будете их укреплять и дома. Предлагаемые игры не потребуют от взрослых каких-то особенных усилий или затрат, материалом для них служит то, что есть в любом доме, в том числе самые обычные игрушки.
Исследование количественных представлений В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Взрослый вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебе, инициативу. Как научить ребенка считать? Вроде бы нет ничего cложного: 1, 2, 3, 4, 5... Но что делать, когда ребёнок категорически отказывается понимать, что после 6 идет 7, а после 10 - 11. Он меняет цифры местами или во¬обще пропускает их. Поэтому основная задача родителей и учителей сделать так, чтобы было интересно заниматься счётом.
Кубики Для детей двух-трех лет кубики — прекрасный строительный материал. В этом же возрасте малыш охотно знакомятся с цифрами. С детьми постарше можно составлять примеры на сложение и вычитание, составлять и прочитывать двузначные числа. А сколько у нас всего кубиков? Почему бы их не пересчитать? Ведь интересно же узнать сколько их? Перед ребенком выставляется несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стуль¬чик, домик. «Дорожка» — выкладывание в ряд несколько кубиков. «Заборчик» — выкладывание на ребро нескольких кубиков. «Скамеечка» — строится из двух кубиков и поперечной планки сверху. «Столик» — поперечная планка накладывается на один кубик. «Ворота» — кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д. Не выставляйте малое количество кубиков, пусть их каждый раз будет не меньше полутора-двух десятков, малые числа при каждом пересчете повторяются в больших. Постепенно увеличивайте число кубиков, быстро и чётко показывайте и пересчитывайте Считаем орешки. Возьмите два блюдца, каждое с одним, двумя или гремя орешками на нем, или две карточки, на каждой из которых нанесено не более трех точек. «Сколько орешков на этом блюдце?». «Лежит ли на этом и этом блюдцах одинаковое число орешков, или на одном из них больше?». Начинайте со сравнения одного орешка и трех, затем переходите к сравнению одного орешка и двух орешков и, наконец, двух орешков и трех, прежде чем сравнивать один орешек с одним, два орешка с дву¬мя и три с тремя.
Счет в дороге Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, ко¬личество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше? Сосчитай себя Назвать части своего тела, которых по одной (голо¬ва, нос, рот, язык, грудь, живот, спина). Назвать парные части тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги). Показать те части тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног).
Счет по порядку Сложите все кружки в мешочек (ведерко, коробочку). Доставайте по одному и выкладывай-те в ряд на столе или листе бумаги (поверхность должна быть одно¬тонной, чтобы кружки было четко видно). Выкладывая круги, говорите «один», «два» и так далее до десяти. Можете доставать фигуры по очереди — одну вы, одну ребенок. Выложив все фигуры в ряд, начните убирать по одной обратно и вести обратный счет: «десять», «девять» и так далее. В конце, убрав все, скажите: «Ноль! Ничего нет!». Играя в такую игру, ребенок быстро усвоит порядок счета в обоих направлениях в пределах первого десятка.
Сколько фигур? Подложите белый лист картона или что-нибудь однотонное. Положите на него одну фигуру и скажите «Один!», потом следующую и назовите «Два!» и так до, пяти. Посмотрите, что получилось. У вас может получиться пять фигур одинаковых, тогда вы скажете — все красные — или несколько других, тогда вы можете сказать — три красных и две синих, а всего пять. А потов начните убирать по одной, привлеките к этому ребенка и весело убирайте и выкладывайте снова пять фигур! считая их вперед-назад. По ходу игры меняйте количество разноцветных фигур в вашем «пятке» незаметно для ребенка и обращайте его внимание на это: «Смотри: одна красная и четыре синих, а все равно пять!». Через некоторое время доведите игру до состава числа десять, тогда берите одновременно двадцать фигурок, чтобы мог получиться целый десяток одного цвета, целый ~ другого, девять одного — одна другого и т. д. Можно использовать при игре картонные поддоны для яиц (сейчас продаются поддоны на десять яиц с крышкой — от них нужно только отрезать крышку, или взять большой поддон на три десятка и острым ножом разрезать его так, чтобы получились два ряда по пять). Раскладывая в такой «десяток» монеты, шарики или что-то другое, малыш сам будет видеть, сколько осталось; положить, чтобы получился целый десяток, что когда места в одной коробочке нет, начинается второй десяток, легко запомнит состав чисел второго десятка и далее.
Игры с монетами Если ребёнок любит складывать что-нибудь, протал¬кивать цилиндрики или монетки в дыр-ку в коробке, ка¬тать мячики с горки, это тоже можно связать со счетом. Ребенок складывает, вы считаете. Он слушает и пытается повторить. Так ребенок не только запоминает после¬довательность счета, но и может наглядно увидеть те двадцать, или тридцать пять монеток, которые он положил в баночку. Варианты таких игр: 1. Помоги Буратино. Игровой материал: игрушка Буратино, монеты (в пределах 7—10 штук). Задание: помочь Буратино отобрать такое количество монет, которое ему подарил Карабас-Барабас. 2. Сколько в банке. Возьмите монетки и пластиковую банку с узким отверстием в крышке (как в копил¬ке), выложите на столе длинную дорожку, сколько у вас получилось монеток — 12, 17, 20? Пересчитайте вместе с малышом, повторите, сколько же у вас монеток. И г начните складывать монетки в банку, каждый раз назы¬вая, сколько монеток осталось — это будет игра в обрат¬ный счет 20, осталось 19, 18..
Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное ко-личество пред¬метов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, I сколько предметов в какой руке. Они по очереди отвечают на вопрос. Тот, кто угадает, становится ведущим.
Сколько всего. Выберите вместе с ребенком что-нибудь для под¬счета. Можно показать ему на улице какое-нибудь де¬рево, например, тополь, и научить узнавать его. А по¬том дать задание сосчитать, сколько тополей на улице, по которой вы гуляете. Можно подсчитать, сколько прошло мимо людей в очках, сколько зеленых машин припарковано на вашей улице или сколько магазинов в вашем микрорайоне. У кого больше. В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В каче-стве счетного мате-1 риала можно использовать пуговицы, шишки, орехи! ИТ. д. Положите в вазу или коробку эти предметы. Теперь по очереди бросайте кубик. Какое чис-ло выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет, подсчитайте, у кого больше. Математическая игра. Пересчитывайте все, во что вы играете. Для этого не нужно устраивать специальных заня-тий с усаживанием за парту. Ведь вы, наверняка, во что-то играете с ребенком, вот тут и поговорите: «Здесь живет курочка, а тут — два слоненка». Или «Сколько зверей поедет на поезде?». И сами отвечаете, чтоб ребенок начал пони¬мать, как на такой вопрос отвечают: «Два кота, три ло¬шадки, один верблюд и т. д.». Специально создавайте игровые ситуации, где герой что-нибудь должен пересчитать или дать другой игрушке или человеку нужное! количество грибов, цветов, бегемотов, чего угодно. Тут же, то есть в любой игре, можно давать элемент ты математических действий, знако-мить с составом числа. То есть вы разыгрываете в лицах математическую задачу и сами же решаете ее на глазах у ребенка доступными ему способами.
Счет на слух. Для этой игры вам понадобится: карточки с одинаковыми картинками, счетный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент — металлофон, бубен. Вариант 1: Покажите ребенку карточку с картинка¬ми и предложите стукнуть столько раз, сколько картинок на карточке. Считайте вслух: «Один, два, три...». - Вариант 2: Вы стучите на металлофоне, а ребенок, считая вслух вместе с вами, выставляет столько же игрушек. Вначале игрушки выставляйте после каждого удара. Когда малыш будет легко справляться с заданием, усложните задание — игрушки выставляйте после всех ударов. Вариант 3: Ребенок укладывает игрушки спать, а взрослый читает считалочку. Понятие о двух и паре. Часто, придя в школу, дети еще не умеют ни считать, ни распознавать цифры, но они в состоянии усвоить основной смысл понятия «два». Помогите ребенку ос¬мыслить это, указывая на множество парных предметов: два ботинка, два носка, две руки, две стопы, два уха. В беседе с ребенком используйте слово «два» вези где только можно: «Посмотри на эти два цветка». Давайте ребенку по две вещи: «Вот две ложки» или «Вед две игрушки». Изучаем ноль. Ввести ноль можно с помощью таких вопросов: — Сколько коров в кармане? — Сколько у нас дома крокодилов? И т. д. Поставить на стол 5 кубиков. Убирать по одному и спрашивать, сколько осталось. Сначала 1 кубик (оста¬нется 4) потом еще 1 и т. д. Пока не останется 0. Цифровая азбука. После того как ребенок научился считать, можно переходить к изучению цифр. Малыши обычно просто тучивают ряд чисел от одного до десяти. Главное, что¬бы ребенок осознавал, что цифры обозначают количечство конкретных предметов. Будь то три котенка, три шарика или три яблока — это всегда обозначается од¬ной цифрой. Детям очень нравятся всевозможные «книжки-липучки» и магнитные цифры, которые мож¬но прикреплять к специальной доске, к холодильнику или к кафельной плитке в ванной. Если цифры всегда будут у детей перед глазами, они и сами не заметят, как выучит их. Для закрепления изученного материала предложить ребенку следующие задания: — Какое число стоит перед 5, 9, 2, 6, 8. — Какое число стоит после 8, 10, 6, 5, 2. — Какое число стоит между 6 и 7, 4 и 3, 5 и 6. — Какое число пропущено: 5, 6, 7, 9, 10. Если счет от 1 до 100 не вызывает затруднений. Играем в цифры После изучения конкретной цифры и счета с ней можно играть так. 1. Разложите в коробочки (баночки от плавленого сыра, одноразовые емкости для салатов и т. д.) карточки с цифрами, которые знает ребенок, и спрячьте за¬крытые баночки в разных местах квартиры. Пусть малыш найдет все баночки и разложит в них столько одинаковых предметов, сколько напечатано на карточке. Для раскладывания можно использовать пуговицы, мо¬заику, кубики, трубочки от сока и всякую подобную мелочь. 2. Поиграйте в «цирк»: ребенок — ученая собака, пусть он выполнит несколько ваших ко-манд, а потом вы покажете ему крупные Карточки с цифрами, а ребёнок пролает столько раз, сколько на карточке указано. Дети любят изображать животных. Или наоборот: разложите на полу или диване кар¬точки с известными ребенку цифрами, сколько раз вы хлопнете (топнете, махнете рукой, прокукарекаете и т. д.), — такую карточку ребенок вам принесет. 3. Вырежьте цифры из бархатной бумаги, картона»; пластика и т. д. Сложите в непрозрач-ный мешочек и попросите малыша, засунув руку в мешочек, не глядя, сначала ощупать цифру и угадать, что за цифру он взял, а потом вынуть ее. 4. Читайте стихи про счет и цифры, изучая новую цифру — ассоциативная память будет способствовать запоминанию образа цифры. 5. Показывайте ребенку карточку с цифрой и спрашивайте: «Чего в классе столько?». Знакомимся с цифрами. Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки. Играть лучше всего индивидуально. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По оче¬реди доставайте цифры из коробки. Задача — найти карточку с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку. Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так — выложите фишки в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.
Угадайка. Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите ка¬кую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать, под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: «Под второй?». — «Нет, больше».
Самый быстрый почтальон. Для закрепления знаний таблиц сложения и вычитания в пределах 10 можно использовать игру дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну кар! точку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше' — правее. Если же он возьмет карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд. Сравниваем Начинать лучше с практических примеров. К нам в гости пришли 3 куклы, давай угостим их конфетами. А конфеты 4. Почему одна лишняя? (4>3) и т. д. В жизни тоже приходится сравнивать. Обратить внимание детей на это. Например, приходят гости и надо приготовить столько приборов, сколько гостей, А для этого сравнить. Можно приготовить карточки с разными предметами, в разных количествах и предлагать ребенку для сравнения по две карточки. Удобно использовать отдельные карточки, т. к. можно постоянно брать разные сочетания. Например: 3 морковки и 2 кружка, 1 мячик и 5 цыплят и т. д. Учимся делить. Начинаем с простых примеров. Показать лист бумаги. Вопрос: «Сколько листов?». Разделим на 2 части. Вопрос: «А теперь сколько?». Обратить внимание, что части равны, и если сложить эти листы, то получится один лист. Можно использовать и другие примеры. Разливать сок в равные чашки или разделить яблоко и т. д. Счет до заранее заданного числа. Нужно научить ребенка считать до заранее задан¬ной цифры. Положите перед детьми по горсти фасоли и попросите отсчитать 3 из них. Когда он поймет это, по¬просите его сделать несколько кучек фасоли — например, по 3, 6, 9 штук в каждой. Если ребенок справится и с этой задачей, расположите перед ним предметы в ряд. Попросите его отсчитать (дотрагиваясь до них, но не передвигая) меньшее число предметов, чем лежит перед ним. Наконец, проделайте то же упражнение, считая предметы, изображенные в книге. Регулярно просите ребёнка считать до определенной указанной вами циф¬ры, не дотрагиваясь, до предметов и не упоминая их. Четные и нечетные числа. Чтобы объяснить ребенку это понятие, возьмите две тарелки и горсть фасолин: — Это твоя тарелка, а это — моя. Вот две фасолины, можешь ли ты положить столько же фасолин в мою тарелку, сколько и в свою? Да, конечно! Ты можешь положить одну фасолину в свою тарелку и одну — в мою. Теперь вот тебе три фасолины, посмотри, можно ли сделать с ними то же самое?.. Нет! В одной тарелке оказывается две фасолины, а в другой — одна. Видишь, оказываются, число 2 можно разделить на две равные части (такое число называется четным), а число 3 нельзя разделить на две равные части (его называют нечетным). Посмотрим теперь, как ведет себя 4... Когда малыш поймет разницу между четным и не¬четным числом, поиграйте с ним в поочередный счет, При этом один из вас будет называть нечетные числа, а другой — четные.
Источник: |