Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
20.04.2024, 17:41

Веб-портфолио педагога-психолога

               коррекционной школы

ГлавнаяРегистрация Вход
Поиск

Меню сайта

Обратная связь
Написать автору

QR код страницы

Новости образовани

Категории
Мои статьи [6]
Самообразование: Развивающие игры - важное условие мотивации в обучении навыкам счета для учащихся ш [3]
ТУО [1]
ТУО - тяжелая умственная отсталость
Классное руководство [0]

Форма входа

Главная » Каталог статей » Статьи » Мои статьи[ Добавить статью ]

Проблемы социальной адаптации детей с выраженными нарушениями интеллекта в условиях специально организованного обучения школы-интерната Ч1

Часть1.

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными психическими и физическими возможностями. Это явление связано с ухудшением экологической обстановки в мире, ростом психологической напряженности, обострением наследственной патологии, плохим питанием женщин во время беременности, увеличением числа  больных наркоманией, алкоголизмом, ВИЧ-инфицированных женщин репродуктивного возраста.

Умственно отсталые дети – наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3% от общей детской популяции. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делятся на три группы (дебильность, имбецильность, идиотия) , 20- 25% из которых составляют дети с выраженными нарушениями интеллекта, а это - 0,7 % от всего детского населения. Эту категорию детей из-за тяжелого недоразвития познавательной деятельности, а также достаточно отчетливо выраженных физических и психических нарушений, считали «необучаемыми».

В последнее время наше общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее остро с встал вопрос о методах и приемах работы с детьми  c выраженными нарушениями интеллекта*. Однако опыт работы зарубежных специалистов и пересмотр нашего отношения к детям с данным видом патологии подтвердили, что каждый человек имеет право получить образование и воспитание.

* * Здесь и далее речь пойдет о детях, имеющих диагноз – «имбецильность».

Категория детей  c выраженными нарушениями интеллекта представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.

По характеру заболевания среди этих детей можно отметить большое количество детей с болезнью Дауна (30% и более от всего состава).  У многих детей в медицинских заключениях поставлен лишь диагноз «олигофрения в степени имбецильности» (шифр F.71), что, очевидно, не дает достаточно полной медицинской характеристики ребенка. Довольно много детей с двигательными нарушениями (15-20%). Некоторые учащиеся страдают эпилептическим припадками (6%). У многих детей, приступающих к обучению, общий интеллектуальный дефект и связанное  с ним общее недоразвитие речи сочетаются с тяжелыми дополнительными речевыми нарушениями (дизартрией, алалией, заиканием, грубыми органическими дефектами артикуляционного аппарата и т.д.). Значительная часть учащихся 1 класса практически безречевые (20-25%). У детей отмечены синдром двигательной расторможенности (12%),  выраженная гидроцефалия (3%), снижение зрения (14,5%), слуха (6%).

Общими чертами для всех детей  c выраженными нарушениями интеллекта помимо их позднего развития  и значительного снижения интеллекта являются также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.

Многие учёные занимались изучением вопросов формирования и развития психических процессов и функций детей с выраженными нарушениями интеллекта. О грубом недоразвитии двигательной сферы писала Осипова Е. А., о «крайней слабости активного внимания» - Граборов А. Н., о явном преобладании механической памяти над логической – Занков Л. В. «У детей нет многообразия и дифференцированности эмоций, им свойственны косность и тугоподвижность эмоциональных проявлений» отмечала Сухарева Г.Е.

Такие дети не в состоянии самостоятельно найти мотивы своей деятельности. «Насыщение работой возникает очень быстро и ведет к отказу от выполнения задания. Побудить ребенка деятельности, не затрагивающей непосредственно их узких интересов, чрезвычайно трудно» (Воронкова В.В.).

В Смоленской общеобразовательной специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида в 2003 году был образован класс учащихся с выраженными нарушениями интеллекта, состоящий из детей старшего возраста (12-14 лет) в количестве семи человек, из них пять мальчиков и две девочки. Ранее в школе подобных классов не было, соответственно опыта работы по обучению, воспитанию и развитию данной категории учащихся на базе школы-интерната было мало. А так как главное для детей с выраженными нарушениями интеллекта – это обеспечить максимальную адаптацию в социуме, то есть овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно и стать полезным членом общества, то стояла главная цель - создать систему работы по социальной адаптации  с учетом особенностей конкретной группы детей. Основной задачей стало повышение самостоятельности и расширения возможности социальной адаптации учащихся в современном обществе.

Работа с детьми c выраженными нарушениями интеллекта в условиях их обучения в специальных классах общеобразовательных (коррекционных) учреждений VIII  вида решает специфические задачи, обусловленные особенностями психофизического развития.

Все цели и задачи в обучении и воспитании данной категории детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой - глубоко специфичные.

Общее состоит в необходимости содействия в развитии и выявлении положительных сторон личности, сглаживании отрицательных, воспитании детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с умеренной умственной отсталостью эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания, максимальной ориентировке в окружающем.

Цель коррекционно–воспитательной работы с детьми c выраженными нарушениями интеллекта,  в конечном счете – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление в жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей среды.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных взаимосвязанных задач работы с детьми:

1.     Развитие всех психических функций и познавательно деятельности в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2.     Нравственное воспитание детей. Формирование культуры поведения.

3.     Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.

4.     Социально – бытовая ориентировка с последующим включением в жизнь как итог всей работы.

Основой практического исследования оценки развития детей с выраженными нарушениями интеллекта применяем методику «Социограмма», предложенную немецким педагогом и психологом Х.С. Гюнцбургом.

Цель:

1.     Выявление уровня развития ребенка с выраженными нарушениями интеллекта

2.     Оценка развития навыков ребенка в динамике.

Обследовались  7 учащихся с выраженными нарушениями интеллекта в возрасте 13 -15 лет (5 мальчиков и 2 девочки).

Лонгитюдное исследование проводилось в три этапа (через полгода каждый).

Использование данной методики дает информацию о темпе развития ребенка, выявляет области наиболее активного развития, позволяет установить сензитивные периоды, в которые работа по адаптации может вестись более эффективно.

Теперь рассмотрим  результаты формирования различных навыков у  учащихся после всех трех этапов исследования в целом по группе, (%).

 

Название параметра исследования

1 обследование

2 обследование

3 обследование

1

ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ (самообслуживание)

69

74

82

2

ДВИГАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ (самообслуживание)

60

66

71

3

ТУАЛЕТ И УМЫВАНИЕ (самообслуживание)

56

54

63

4

ОДЕВАНИЕ (самообслуживание)

53

59

69

5

РЕЧЬ

58

65

69

6

СРАВНЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОНЯТИЯ

59

64

69

7

ПОНЯТИЯ О ЧИСЛАХ

55

61

71

8

Действия с бумагой и карандашом

48

53

66

9

Игра (социальная приспособленность)

58

59

67

10

Бытовая деятельность (социальная приспособленность)

60

65

75

11

Мелкая моторика

53

61

66

12

Общая моторика

56

60

64

 

Анализ наиболее значимых связей исследования социального развития подростков по трем этапам показал, что  приходятся  они на 4 основных параметра:

 

Бытовая деятельность (соц.  приспособленность)
Поведение за столом (Самообслуживание)



Понятие о числах (речь и позн. способность)
Двигательная способность (Самообслуживание)

 

В результате можно отметить, что у подростков с выраженными нарушениями интеллекта уже достаточно сформированы навыки самообслуживания и для них все большее значение начинают приобретать возможность расширения социальных контактов со взрослыми и сверстниками.

Читать часть 2


Источник:
Категория: Мои статьи | Добавил: Ksu (04.11.2011) | Автор: Строева К.Н. E W
Просмотров: 5674 | Комментарии: 0 | Теги: развивающие игры, математика. конспект | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

 
Яндекс.Метрика stroevakn.ru № по популярности в Смоленске Банк Интернет-портфолио учителей Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Goon Каталог сайтов
Copyright stroevakn.ru © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz