Часть1. С каждым годом увеличивается число
детей с ограниченными психическими и физическими возможностями. Это явление
связано с ухудшением экологической обстановки в мире, ростом психологической
напряженности, обострением наследственной патологии, плохим питанием женщин во
время беременности, увеличением числа
больных наркоманией, алкоголизмом, ВИЧ-инфицированных женщин
репродуктивного возраста.
Умственно отсталые дети – наиболее
многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной
организации здравоохранения, примерно 1-3% от общей детской популяции. По
степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости
делятся на три группы (дебильность, имбецильность, идиотия) , 20- 25% из
которых составляют дети с выраженными нарушениями интеллекта, а это - 0,7 % от
всего детского населения. Эту категорию детей из-за тяжелого недоразвития
познавательной деятельности, а также достаточно отчетливо выраженных физических
и психических нарушений, считали «необучаемыми».
В последнее время наше общество
повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и
именно теперь наиболее остро с встал вопрос о методах и приемах работы с
детьми c выраженными нарушениями интеллекта*.
Однако опыт работы зарубежных специалистов и пересмотр нашего отношения к детям
с данным видом патологии подтвердили, что каждый человек имеет право получить
образование и воспитание.
* * Здесь и далее речь пойдет
о детях, имеющих диагноз – «имбецильность».
Категория детей c выраженными нарушениями интеллекта представляет
собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжелый
психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.
По характеру заболевания среди этих
детей можно отметить большое количество детей с болезнью Дауна (30% и более от
всего состава). У многих детей в медицинских
заключениях поставлен лишь диагноз «олигофрения в степени имбецильности» (шифр F.71), что, очевидно, не дает
достаточно полной медицинской характеристики ребенка. Довольно много детей с
двигательными нарушениями (15-20%). Некоторые учащиеся страдают эпилептическим
припадками (6%). У многих детей, приступающих к обучению, общий
интеллектуальный дефект и связанное с
ним общее недоразвитие речи сочетаются с тяжелыми дополнительными речевыми
нарушениями (дизартрией, алалией, заиканием, грубыми органическими дефектами
артикуляционного аппарата и т.д.). Значительная часть учащихся 1 класса
практически безречевые (20-25%). У детей отмечены синдром двигательной
расторможенности (12%), выраженная
гидроцефалия (3%), снижение зрения (14,5%), слуха (6%).
Общими чертами для всех детей c выраженными нарушениями интеллекта
помимо их позднего развития и
значительного снижения интеллекта являются также грубые нарушения всех сторон
психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.
Многие учёные занимались изучением
вопросов формирования и развития психических процессов и функций детей с
выраженными нарушениями интеллекта. О грубом недоразвитии двигательной сферы
писала Осипова Е. А., о «крайней слабости активного внимания» - Граборов А. Н.,
о явном преобладании механической памяти над логической – Занков Л. В. «У детей
нет многообразия и дифференцированности эмоций, им свойственны косность и тугоподвижность
эмоциональных проявлений» отмечала Сухарева Г.Е.
Такие дети не в состоянии самостоятельно
найти мотивы своей деятельности. «Насыщение работой возникает очень быстро и
ведет к отказу от выполнения задания. Побудить ребенка деятельности, не
затрагивающей непосредственно их узких интересов, чрезвычайно трудно» (Воронкова
В.В.).
В Смоленской общеобразовательной
специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида в 2003 году был образован
класс учащихся с выраженными нарушениями интеллекта, состоящий из детей
старшего возраста (12-14 лет) в количестве семи человек, из них пять мальчиков
и две девочки. Ранее в школе подобных классов не было, соответственно опыта
работы по обучению, воспитанию и развитию данной категории учащихся на базе школы-интерната
было мало. А так как главное для детей с выраженными
нарушениями интеллекта – это обеспечить максимальную адаптацию в социуме, то
есть овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем
мире самостоятельно и стать полезным членом общества, то стояла главная цель -
создать систему работы по социальной адаптации
с учетом особенностей конкретной группы детей. Основной задачей стало
повышение самостоятельности и расширения возможности социальной адаптации
учащихся в современном обществе.
Работа с детьми c выраженными
нарушениями интеллекта в условиях их обучения в специальных классах
общеобразовательных (коррекционных) учреждений VIII вида решает специфические задачи,
обусловленные особенностями психофизического развития.
Все цели и задачи в обучении и
воспитании данной категории детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания
всех детей вообще, с другой - глубоко специфичные.
Общее состоит в необходимости
содействия в развитии и выявлении положительных сторон личности, сглаживании
отрицательных, воспитании детей наиболее трудоспособными и полезными членами
общества. Для детей с умеренной умственной отсталостью эти цели остаются
актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать более низкий уровень
достигнутых успехов, применять особые методические приемы, уделять внимание
воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания,
максимальной ориентировке в окружающем.
Цель коррекционно–воспитательной
работы с детьми c выраженными нарушениями интеллекта, в конечном счете – их социальная адаптация,
трудоустройство и дальнейшее приспособление в жизни, в том числе в условиях,
когда они не выключены из окружающей среды.
Достижение поставленных целей
обеспечивается решением следующих основных взаимосвязанных задач работы с
детьми:
1. Развитие всех психических функций и
познавательно деятельности в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2. Нравственное воспитание детей.
Формирование культуры поведения.
3. Трудовое обучение и подготовка к
посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
4. Социально – бытовая ориентировка с
последующим включением в жизнь как итог всей работы.
Основой практического исследования оценки
развития детей с выраженными нарушениями интеллекта применяем методику
«Социограмма», предложенную немецким педагогом и психологом Х.С. Гюнцбургом.
Цель:
1. Выявление уровня развития ребенка с
выраженными нарушениями интеллекта
2. Оценка развития навыков ребенка в
динамике.
Обследовались 7 учащихся с выраженными нарушениями интеллекта
в возрасте 13 -15 лет (5 мальчиков и 2 девочки).
Лонгитюдное исследование проводилось
в три этапа (через полгода каждый).
Использование данной методики дает
информацию о темпе развития ребенка, выявляет области наиболее активного
развития, позволяет установить сензитивные периоды, в которые работа по адаптации
может вестись более эффективно.
Теперь рассмотрим результаты формирования различных навыков у учащихся после всех трех этапов исследования в
целом по группе, (%).
№
|
Название параметра исследования
|
1 обследование
|
2 обследование
|
3 обследование
|
1
|
ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ (самообслуживание)
|
69
|
74
|
82
|
2
|
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ (самообслуживание)
|
60
|
66
|
71
|
3
|
ТУАЛЕТ И УМЫВАНИЕ (самообслуживание)
|
56
|
54
|
63
|
4
|
ОДЕВАНИЕ (самообслуживание)
|
53
|
59
|
69
|
5
|
РЕЧЬ
|
58
|
65
|
69
|
6
|
СРАВНЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОНЯТИЯ
|
59
|
64
|
69
|
7
|
ПОНЯТИЯ О ЧИСЛАХ
|
55
|
61
|
71
|
8
|
Действия с бумагой и карандашом
|
48
|
53
|
66
|
9
|
Игра (социальная приспособленность)
|
58
|
59
|
67
|
10
|
Бытовая деятельность (социальная приспособленность)
|
60
|
65
|
75
|
11
|
Мелкая моторика
|
53
|
61
|
66
|
12
|
Общая моторика
|
56
|
60
|
64
|
Анализ наиболее значимых связей
исследования социального развития подростков по трем этапам показал, что приходятся
они на 4 основных параметра:
Бытовая деятельность
(соц. приспособленность) |
|
Поведение за столом (Самообслуживание)
|
|
|
|
Понятие
о числах (речь и позн. способность)
|
|
Двигательная способность (Самообслуживание)
|
В результате можно отметить, что у подростков с
выраженными нарушениями интеллекта уже достаточно сформированы навыки
самообслуживания и для них все большее значение начинают приобретать
возможность расширения социальных контактов со взрослыми и сверстниками.
Читать часть 2
Источник: |