Часть2 (читать часть 1)
Далее на
основе этих исследований был разработан практический курс занятий по выработке
навыков социального поведения (на материале уроков СБО).
Цель – не только дать детям знания и
представления об окружающей жизни, но и научить их практически правильно и по
возможности самостоятельно пользоваться ими;
расширить возможности общения учащихся с выраженными нарушениями
интеллекта, их поведения в обществе нормальных людей.
Представлен 6 блоками, включающими
различные темы занятий, необходимыми для адаптации данной категории детей в
социуме:
I блок. Я и окружающий
мир.
II блок. Кто я? Какой я?
III блок. Мой образ жизни.
IV блок. Общение с друзьями (сверстниками).
V блок. Мир взрослых.
VI блок. Культура
поведения и общения (этикет).
А также предложен Цикл индивидуальных коррекционных занятий, нацеленный на формирование защитных
реакций в неприятных для них ситуациях.
Содержание
занятий носит вариативный характер и может меняться в зависимости от конкретных
проблем детей определенной группы. Тематика может быть такая: «Наши чувства и
действия», «Учимся говорить правду», «Наше настроение», «Поговорим о доброте»,
«Можно ли справиться со злом? «и т.д
Результаты теоретических и
экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что проблема социальной
адаптации детей с выраженными нарушениями интеллекта в нашем обществе на
современном этапе времени очень актуальна. Социальная адаптация выступает
первостепенным фактором, способствующим подготовке к самостоятельной жизни
таких учащихся.
Вопросы обучения и воспитания ребят с
отклонениями в развитии в последнее время приобретает все большую значимость
именно в нашей стране. Имеющийся опыт
работы доказал, что их потенциальные
возможности довольно значительны, а овладение социальными формами поведения и
несложными видами труда помогает стать им достойными членами общества. Нельзя
не отметить огромную роль семьи в воспитании, обучении и дальнейшей социальной
адаптации детей в выраженными нарушениями интеллекта в жизни.
Особое внимание в предложенной
системе занятий уделяется занятиям по организации общения детей со взрослыми.
Ведь известно, что в связи с отсутствием навыков межличностного общения в среде
нормальных людей, неадекватной самооценкой и другими особенностями
психофизического развития, затрудняет процесс включения ребят в общество.
Поэтому этот новый и очень важный раздел
работы определяет во многом успешность коррекционного и общеразвивающего
воздействия.
Практическое исследование доказало, что почти
все ребята, такие похожие, в своем заболевании, и такие разные, по
психофизиологическим особенностям, стали более самостоятельными и адекватными в
своих действиях и поступках. А комплекс индивидуальных занятий по формированию
защитных реакций в любых жизненных ситуациях позволил им стать ещё более
приспособленными к окружающей действительности.
В целом социальная адаптация ребенка
с недостатками развития обеспечивается соответствующим построением развивающей
среды, целенаправленной помощью педагога в освоении детьми способов действия и правильного поведения в различных
ситуациях, а также неотъемлемым участием
родителей в дальнейшем пути своих детей за пределами школы.
группу, основными общими чертами
которой являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев
выраженные органические нарушения.
Читать часть 1
ЛИТЕРАТУРА.
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о
детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1967.
2. Воспитание и обучение детей во
вспомогательной школе./ Под ред. Воронковой В.В. М.: Школа-Пресс,1994.
3. Гаркуша Ю.Ф., Кувшинова Г.П.
Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными
возможностями. - М.: Сфера, 2008.
4. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация
детей с ограниченными возможностями. - М.: Академия Проект: Трикста, 2007.
5. Корабейников И.А. Нарушения развития
и социальная адаптация. - М.: ПЭРСЭ, 2002 .
6. Малер А. Р. Социальное воспитание и
обучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Аркти, 2005 .
7. Смирнова А.Н. Воспитание умственно
отсталого ребенка в семье./ Пособие для родителей. - М.: Просвещение, 1985.
8. Учащиеся вспомогательной школы/ Под
ред. Певзнер М. С., Лебединской К. С. - М.: Просвещение, 1979 .
9. Шипицына Л. М. «необучаемый» ребенок
в семье и обществе. - М.: Дидактика Плюс, 2002 .
Источник: |